Продавец с двойным дном: самые громкие случаи обмана инвесторов в ритейле

Рейтинги
Продавец с двойным дном: самые громкие случаи обмана инвесторов в ритейле
                Вместе со случаями организации бизнеса на основе сомнительной модели работы есть примеры обычного обмана партнеров, поставщиков, клиентов и т.п. RAU собрала несколько основных показательных кейсов.

Опасная бизнес-модель
Сеть ювелирных салонов B2B Jewelry. Один из самых известных примеров последних лет – работа сети B2B Jewelry. 27 августа 2020 года СБУ сообщила о разоблачении финансовой пирамиды B2B Jewelry, организаторы которой за два года обманули более 600 000 граждан и присвоили себе более $250 млн. По данным СБУ, к организации финансовой сделки были причастны более 20 физических лиц, задействованы более 100 подконтрольных юридических лиц. Год спустя сотрудники СБУ задокументировали новые факты мошенничества организаторов финансовой пирамиды B2B Jewelry, а также провели новую серию обысков и прекратили работу части магазинов сети. B2B Jewelry – это украинская финансовая пирамида, созданная под прикрытием одноименных ювелирных салонов ювелирного завода «Шарм». Основал ее выходец из Винницкой области Николай Гонта. Сначала он продавал украшения в Ладыжине, а затем запустил «инвестпроект» по принципу пирамиды.



Гражданам предлагали два варианта «инвестиций». Основное – вложить деньги в «подарочный сертификат» просто под обещание выплачивать до 400% годовых. Второй вариант «инвестиций» – накупить украшений под обещание, что со временем вам вернут всю стоимость украшения, и само украшение оставят и еще сверху доплатят. Это назвали модным словом «кэшбек». Оплату салоны принимали только наличными. Сеть даже успела выйти за пределы Украины. В частности, возврат денег пострадавшим от мошенников произошел весной 2023 года в Казахстане. Меньше повезло вкладчикам клона компании – Cancri Jewelry в Турции, которая имела филиалы в пяти провинциях страны. В июне 2022 года несколько турецких интернет-СМИ сообщили, что ювелирная компания обманула 110 000 человек и скрылась.

Сеть магазинов Оптика 1st. Похожая история произошла с сетью Оптика 1st, насчитывавшей более 230 магазинов по всей Украине. Ее основателю Вадиму Щичко удалось самому открыть в 2016-19 годах только семь точек, а к концу 2021-го их было не больше десятка. Остальные он открыл по так называемой пассивной франшизе: когда франчайзи предоставляет капитал и получает дивиденды, а всей операционной деятельностью занимается управляющая компания. Около сотни инвесторов за два с половиной года (с лета 2019 года) вложили более $10 млн. Их привлекала обещанная доходность в 40% в год и возможность иметь бизнес, не погружаясь в его подробности. Вадим Щичко обещал инвесторам окупить вложения за 2-2,5 года (ведь к моменту окупаемости все доходы забирает инвестор) с последующей доходностью 20% годовых, поскольку после 100% возврата инвестиций доходы делятся на 50/50 между инвестором и Щичко. В открытие одного магазина нужно было инвестировать $40 000. В результате за 2021 год удалось открыть около 200 салонов, несмотря на завышенную, как для ритейла, доходность.



Руководители компании решили быстро расти, «немного» обманывая инвесторов, чтобы быстрее привлекать новых. В результате получилась этакая финансовая пирамида, когда дивиденды ранним инвесторам выплачивались за счет инвестиций поздних.

Внешне все выглядело достаточно успешно. Новые точки открывались на периферии и спальных районах, где не было сильных конкурентов и возможностей проверки зрения. К тому же сеть показала существование незанятой ниши, ориентированной на сегмент «средний минус».

Однако уже в январе 2022 года Щичко стал просить у инвесторов еще денег без выплаты дивидендов. Но они отказали. В феврале магазины Оптика 1st один за другим начали закрываться, а управляющая компания заявила о реорганизации. После этого инвесторы, на которых были оформлены магазины, узнали о больших долгах за аренду, зарплаты и товары. Приблизительно 43 салона, на которые давались деньги, не было открыто вообще. Щичко перестал выходить на связь.

Некоторые инвесторы все еще пытались удержать свои точки на плаву (поскольку сами магазины оформлялись на ФЛП инвесторов), но из-за войны таких остались единицы. В частности, в городе Бар Винницкой области 3 июля 2022 года состоялось открытие нового магазина Оптика 1st, владелец которого Владимир Лукашевич переехал из Краматорска, где имел собственный бизнес, в том числе и магазин оптики.

Ушли, не заплатив
Нередко ритейлеры не имели первоначальной цели обманывать своих деловых партнеров, но когда их бизнес проигрывал конкуренцию – решали не платить свои долги.

Сети магазинов Пакко и Вопак. Пакко холдинг – один из самых крупных ритейлеров на западе Украины – в конце 2020 года закрыл все свои торговые точки Пакко и Вопак, не рассчитавшись с поставщиками и персоналом. Около 500 поставщиков подали в суд с требованиями выплатить миллионы гривен долгов за товар.

Волынская компания Пакко Холдинг была основана в 1996 году и в начале фасовала крупы под торговой маркой «Хочу ще» и была дистрибьютором своих товаров и продукции под брендами Славутич, Світоч, Чумак и других. В начале 2000-х в Киеве появились первые оптовые магазины Пакко. Несколько позже в Луцке открылись супермаркеты Вопак. Магазины с отделами кулинарии, собственными пекарнями и кондитерской были очень популярны. В лучшие годы Пакко Холдинг руководил более 80 магазинами в девяти областях Украины. Но со временем бурное развитие пошло на убыль. В 2019 году в сеть Вопак входило 56 магазинов, а в Пакко – всего 10. Некоторые из них работали по франчайзингу.



По мнению экспертов, эти торговые сети в последние годы работали на грани самоокупаемости и без дополнительных инвестиций не смогли выдержать роста конкуренции, в частности со стороны сетей АТБ и Сільпо, которые начали активно осваивать запад Украины.

Официально сетями владел кипрский оффшор Си Би Ритейл Инвестментс Паблик Лимитед. Но инвестиционные банкиры, ритейлеры и поставщики увязывают Пакко с основателем аграрного холдинга Ukrlandfarming Олегом Бахматюком, которым уже давно интересовались правоохранительные органы. Хотя сам Бахматюк отрицал факт владения компанией.

Сеть супермаркетов Фуршет. Как показывает практика, большинство закрываемых украинских сетей не расплачиваются с кредиторами и поставщиками. а их имущества недостаточно для уплаты всех долгов. Похожая история произошла и с сетью супермаркетов Фуршет, основанной Игорем Баленко. Она была пионером на рынке системного продуктового ритейла Украины, открыв первый супермаркет Фуршет в 1998 году в Киеве на Подоле. Впоследствии появились премиальные супермаркеты Фуршет Гурман. Но «сытные нулевые» закончились мировым финансовым кризисом 2008-09 годов, который из-за девальвации гривни значительно увеличил стоимость обслуживания кредитов и вызвал нехватку денег для развития. В определенной степени ситуацию удалось исправить за счет партнерства с Auchan Украина (в 2007 году компании обменялись долями корпоративных прав) и по состоянию на 2013 год сеть насчитывала уже 117 магазинов (включая 10 магазинов в Молдове).



С тех пор сеть начала свой упадок, сначала потеряв партнерство с Auchan Украина, а затем – закрывая уже морально устаревшие магазины. К началу 2021 года осталось 39 торговых точек, когда было возбуждено дело о банкротстве дочернего предприятия Ритейл Центр, владеющего сетью Фуршет. Поводом послужил иск от финансовой компании Финворк. Ритейл Центр задолжал ей более 7,8 млн. грн. Один из поставщиков сети Таймфиш в своих попытках вернуть долг за товар в суде привел интересные данные, которые наталкивают на предположение: для владельцев процедура банкротства не стала неожиданностью. Имея долги перед поставщиками примерно в 50 млн. грн, у Ритейл Центр не оказалось ценных активов. Для потенциальных же покупателей сети Фуршет могла идти речь только о покупке прав аренды помещений.

Прямой обман партнеров
Сервис доставки еды Rocket. Бывают случаи, когда компания производит исключительно положительное впечатление и вроде бы ничто не предвещает беды. Кроме, возможно, слишком амбициозных планов по расширению собственной сети. Но неожиданный форс-мажор разоблачает сущность владельцев, фактически «кидающих» своих бизнес-партнеров. Так, украинский стартап по доставке еды Rocket, еще недавно собиравшийся покорять мир и оценивавшийся в $50–100 млн, закрылся с первого дня большой войны с миллионными долгами перед ресторанами и обанкротился. Торговая марка уже несуществующего сервиса доставки Rocket недавно была продана за 87 000 грн (вместо 3,6 млн грн на старте).



Напомним, что с 2020 по 2021 год сервис активно развивался и впоследствии вышел в Европу: запустился на Кипре, в Нидерландах, Венгрии и Испании. Rocket работал в 25 городах Украины с 3000 ресторанами. Соучредители Rocket Алексей Юхимчук и Станислав Дмитрик надеялись до конца 2021 выйти в Украине на безубыточную работу. Но вместо этого в компании в конце 2021 прошла волна сокращений. Финансовые проблемы в Rocket совпали с арестом в Израиле соучредителя компании Тимура Рохлина из-за обвинений в финансовых махинациях. Впоследствии его отпустили под залог, а расследование продолжается. Rocket стал испытывать проблемы с финансированием. Полномасштабная война «забила последний гвоздь» в бизнес. Владельцы компании просто исчезли и перестали выходить на связь, задолжав миллионы ресторанам за уже проданные блюда. Только владельцам десяти заведений сервис суммарно должен 1,16 млн грн. Остались долги и перед сотрудниками компании. Впоследствии Rocket провели через контролируемое банкротство.

Киевские рестораны Компот. Бывают также случаи, когда именно партнеры компании ведут себя нечестно. К примеру, известный ресторатор Савва Либкин утверждает, что сеть кафе Компот в Киеве использует это название и вывеску незаконно. Напомним, в 2007 году ресторатор превратил одесский старый овощной магазин в ресторан Компот, который затем разросся в популярную сеть. В частности, с 2015 года кафе Компот появились в столице: на Почтовой площади, ТРЦ Ocean Plaza и ул. Большая Васильковская возле метро Олимпийская. Их открыли по франшизе партнеры из ООО «Форшмак инвест» из Tarantino Family, где на официальном сайте все еще указаны все три локации (но как партнерские заведения). Точка на Почтовой площади временно не работает. Именно из-за нее с сентября 2018 года корпорация Реста (в которую входит компания «Рестораны Саввы Либкина») прекратила действие франшизы для кафе Компот в связи с нарушением стандартов качества приготовления блюд и обслуживания гостей.



Но, по словам Либкина, франчайзи не сняли вывески, спекулируя то карантином, то еще чем-либо, поэтому эти вывески висят незаконно и никакого отношения к ресторану Компот в Одессе не имеют. В суд на владельцев ресторатор пока не подавал, надеясь на результативные переговоры. Тем временем из четырех заведений Компот в Одессе осталось всего два.

Зарубежный опыт
Клон бренда Supreme. Американский популярный бренд уличной одежды Supreme начинался с магазина для скейтеров в Нью-Йорке в 1994 году. Но, несмотря на всемирную известность, компания не слишком спешила выходить на международный рынок. Когда во второй половине 2010-х американцы решили продвигать свой бренд в Европе, оказалось, что в 2015 году британская компания International Brand Firm уже зарегистрировала в Италии бренд Supreme Italia. Его логотип и продукция почти не отличались от американского оригинала, а доходы от продаж составляли миллионы евро.

Бренд клон открыл итальянец Микеле Ди Пьерро, которого еще в 2007 году признали виновным в мошенничестве из-за поддельного банкротства. В 2018 году ему вынесли очередной приговор за махинации с банкротством.

Пока американский Supreme судился с клоном в Италии, Ди Пьерро открыл пять магазинов в Испании под брендом Supreme Spain. К 2018 году он зарегистрировал фейковый Supreme в 54 странах по всему миру, в том числе в Китае, где появился «флагманский» магазин. Дошло до того, что итальянский клон договорился о коллаборации из Samsung в КНР. А в мае 2019 года испанский клон Supreme открыл свой магазин в Киеве.



После многих лет судебных баталий касательно логотипа Supreme наконец-то получила регистрацию своей торговой марки в Европе в конце 2020 года. Так же регулирующие органы Китая признали право собственности нью-йоркской компании на бренд. Из-за отсутствия гармоничности законодательства ЕС могли возникнуть подобные дела, названные Legal Fake.

В июне 2021 года лондонский суд оштрафовал компанию International Brand Firm за фальсификацию американского бренда, а Микеле Ди Пьерро заочно было приговорен к восьми годам заключения. Итальянец через своих адвокатов объявил все обвинения клеветой и добавил, что на момент регистрации Supreme Italia вообще не знал о существовании американского бренда. Он продолжил работать по схожей схеме – зарегистрировал в Сан-Марино клон другого американского бренда одежды – Vision Street Wear.

Универмаг Mervyn’s. Сеть американских универмагов Mervyn’s возникла в 1949 году и расширилась до 266 магазинов в 14 штатах к 2004 году. По словам аналитиков, расширение ритейлера замедлилось после того, как Mervyn’s был куплен в 1978 году компанией Dayton-Hudson, чья дочерняя компания Target быстро распространилась по всей стране (Dayton-Hudson с 2000 года стал Target Corp.). В 2004-м сеть Mervyn’s продали трем частным инвесткомпаниям — Cerberus Capital Management, Sun Capital Partners и Lubert-Adler — за $1,2 млрд. Они купили Mervyn’s для того, чтобы возродить стагнирующего ритейлера.



Бизнес разделили на два подразделения: первое занималось собственно ритейлом, а второе – недвижимостью холдинга. Розничная компания вдруг столкнулась с более высокими расходами на аренду, которую платила другому подразделению. В результате максимизация доходов от недвижимости вынесла приговор сети универмагов. Но после банкротства в 2008 году, согласно расследованию Bloomberg, оказалось, что три фирмы намеренно довели Mervyn’s до банкротства. Bloomberg нашел частные инвестиционные компании, которые лишили ее активов по недвижимости, повысили арендную плату в оставшихся точках универмага и оставили компанию с долгом в $800 млн, предположительно забрав $400 млн себе. В 2012 году CNN Money сообщил, что фирмы и несколько банков согласились выплатить кредиторам Mervyn’s $166 млн для снятия обвинений в том, что фирмы «получили мошенническую прибыль» и намеренно довели универмаг до банкротства.